tindomerele (tindomerele) wrote in hda,
tindomerele
tindomerele
hda

Вопрос к общественности

Имеется цитата из мемуаров декабриста А.П. Беляева

"В Васильевке, при своей хорошей музыке, очень часто танцевали. В день моего приезда и по случаю помолвки моей сестры танцы были оживлены; гостей было много. Тогдашние танцы, 1820 года, состояли из экосеза, попурри, котильона - он же был самый продолжительный и самый очаровательный для влюбленного, как и мазурка; но тогдашняя мазурка была не то, что нынешняя; это был живой, молодецкий танец для кавалера и очаровательный для грациозной дамы. После танцев обыкновенно следовал оживленный самыми приятными веселыми разговорами ужин, и затем все расходились, дамы на свою половину, мужчины - на свою".

Может ли кто-нибудь сказать, что здесь имеется ввиду под словом "попурри"?
Tags: дискуссия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments
Пока можем только предположить, что это была русская кадриль, в которой после каждой перемены шли разные куплеты.
Про попурри есть еще несколько цитат в цитатнике АИТ.
Спасибо, примерно это я и думала.
Я бы рискнул предположить, что это могло быть некое подобие раннего котильона с несколькими танцами, исполняемыми одной и той же группой танцоров. То есть не только РК с разными припевами, но в качестве припевов могли выступать другие танцы (экосез например). Это пока только предположение, надо дальше изучать источники.

Я точно помню, что что-то с таким названием ("попурри") есть у кого-то из немецких авторов. Но эвозможно там было только упоминание, а не описание.
Да, из просмотренных мною учебников поппури есть у Винера и у Фёрстера.
У Винера написано, что это смесь разныхтанцев по воле первого танцора и обычно оно начинается с экосеза дальше большой ронд, дуз и заканчивается полонезом или вальсом. Дальше есть свои описания тонкостей.
У Фёрстера 4 части: англез, лудоиска, марш, лэндлер.
Ага, значит, в 1820-м году мазурка еще не была кадрильной, как у Петровского. Или, во всяком случае, не везде.
Почему? Все пишут, что была только кадрильная. Это, скорее всего, описание хаштура, оно есть еще у Ивенсена в 1806 году.
Что такое "хаштур"?
Он же шлангетур =)))

Когда между дамой и кавалером разыгрывается пантомима обмана, прощения и т.д. Использовалась для выпендрежа, разумеется, ну и для того, чтобы показать свои актерские способности. Хэкер пишет, что у поляков только эту фигуру и танцуют. Это одна из самых популярных и стандартных фигур мазурки, она и у Йогеля есть.
А как ее танцевали в плане пространства? Внутри кадрили или свободно по залу?
Я в этой цитате из Беляева увидела аналог пушкинского "бывало, когда гремел мазурки гром, в огромной зале все дрожало... теперь не то... как дамы, скользим..." Я так понимаю это противопоставление - "раньше" (только сложно определить временную границу) мазурку танцевали по-польски - т.е., импровизационным променадом, который длился для каждой пары, кто сколько хотел. А именно кадриль стала сочетаться с деликатным скольжением. Когда променад делается внутри кадрильного сета, трудно себе представить, где там проявлять молодечество, чтобы "паркет трещал" - для этого нужен простор.
Где-то мне попадалось, что Толстой описывает "польскую мазурку" Денисова по воспоминаниям отца.
Ее танцевали внутри, снаружи и змейкой по кадрили. В принципе никто не ограничивал пространства, но, вряд ли танцоры слишком уж удалялись от своего сета, поскольку именно сет был основными зрителями. Но трек там получается довольно большой, если снаружи или змейкой по всем парам, есть где размахнуться =)

Цитата пушкина скорее про музыку и стиль исполнения шагов - скользить или топать. И то и другое можно делать в 4 пары.

Не думаю, что в России в столицах исполняли польскую народную мазурку, думаю, что там она все время была в каре (я про первую четверть века, разумеется). В провинции, особенно ближе к Польше, особенно на простеньких балах, возможно, что и по-польски танцевали (например когда всего одна пара в зале знает мазурку).
Это да, в столицах такой наверняка не было. Хотя не исключено, что могла демонстрироваться показательная мазурка на одну пару. Были же показательные танцы.
Хм, интересно было бы когда-нибудь увидеть на наших балах воспроизведение мазурки времен молодого Пушкина - чтобы паркет трещал. ;)
Теоретически могло быть, но отношения с Польшей были специфичные, так что, до появления явного указания в периодике или мемуаристике, я бы не стал такое включать в бал.

У нас был бал, где паркет трещал -) это скорее свойство паркета ;-) и хорошо, что нас хозяева зала не видели в этот момент. А вообще в 1820-х у немцев куча описаний громких и жестких шагов в мазурке, так что технически это не сложно. Но очень дорого потом паркет чинить...
Если ты имеешь в виду, то что Маша в прошлом году давала по Чуттеру и Винеру, по мне так все эти шаги были легонькие и изящненькие. ;)
Какой-нибудь польский бы источник раздобыть...
Острый шаг Чуттера? Топ-тоа-топ Винера? Их можно исполнить легко, а можно в угаре и пол проломить ;-)
Польская тнхника есть у Хэкера, она была в Ярославле. А польских источников пока не найдено, увы.
В общем, скорее, трещащий паркет это просто стиль исполнения (даже падебаск можно так прыгнуть, что все вздрогнут). Ну и свойство паркета -)))))