Maria aka Narwen (lady_narwen) wrote in hda,
Maria aka Narwen
lady_narwen
hda

  • Mood:

Вопрос про итальянское барокко

Со времени конференции в Питере, когда в одном из докладов был разобран итальянский барочный танец, меня периодически мучает вопрос, а какое оно - итальянское барокко (особо социальное интересует, не сценическое), отличалось ли оно чем-либо специфическим и почему о нём сравнительно мало известно? Про французское барокко знают все, про английское тоже, про немецкое есть как минимум внушительный Тауберт, про испанское уже тоже надо знать на уровень 2+ :) А вот как насчёт Италии? Насколько я в курсе, итальянских танцев, записанных в нотации Бошана-Фейе, как-то совсем неприлично мало. Была ли у них своя нотация и вообще своя танцевальная школа? По идее, раз в предыдущую эпоху итальянцы задавали моду всей Европе, то это не могло куда-то в одночасье испариться?

Поискала в библиографии АИТ книжки, изданные на итальянском за "условно барочный" период. Получилось как-то не сильно много, но 2 подробных танцевальных учебника вышло, причём второй вообще уже рококо по времени: Giambatista Dufort Trattato del ballo nobile. Napoli, 1728 и Gennaro Magri Trattato teorico-prattico di ballo. Napoli, 1779. Итальянским не владею совсем, поэтому просто полистала и поцеплялась за знакомые слова. Судя по всему, в первой книге однозначно используется нотация Бошана-Фейе, много французских шагов, но есть и какие-то вроде свои шаги (хотя может и нет - там многие просто называются по-своему, а по нотации очень даже знакомые, просто некоторые я по нотации не узнала). Тогда странно: если нотация та же, то почему мало записей итальянских танцев, неужели почти ничего своего не было? В принципе, в конце 17 - начале 18 века с независимостью там была беда и французское и австрийское влияние, но не до такой же степени, нет? А во второй книге, которая 1779, вообще ни одной картинки, кроме как про КДшки в конце (не рассматривала сильно, но вроде там много интересных фигур - увы, без языка фиг поймёшь, что это и когда танцевалось), но названия шагов в содержании практически полностью те же, что и у Рамо (однако сколько лет-то прошло...), даже с итальянскими названиями рядом французские пишут.
В общем, больше ничего выяснить не удалось, а любопытно. Ведь наверняка кто-нибудь уже этот вопрос изучал и что-то знает :)
Tags: baroque, xviii, вопрос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments
У Барбары есть статья "Baroque or not Baroque - is that a question? Or dance in 17th-century Italy". Она старая и довольно поверхностная (потому что старая:), но для общей картины мира может быть полезна. Во всяком случае, описывает, откуда росли ноги изначально.

lady_narwen

June 11 2018, 20:35:20 UTC 6 months ago Edited:  June 11 2018, 20:42:17 UTC

Хм, а есть где-то ссылка, чтобы почитать эту статью? В библиографии вроде только упоминание, ссылки на текст нет (или я не вижу?) - https://bib.hda.org.ru/books/sparti_2015_baroque Поиск по интернету тоже ничего не дал :(
UPD. Кажется, поняла - поиск по интернету всего сборника, где есть эта статья, работает. Но он всё равно платный, так что ответа Глорфа мне пока хватит, это же пока просто любопытство, без практических целей :)
Спасибо за ответ!
У меня нет сборника в цифре, но есть на полочке. И кажется много еще у кого он есть.

Я бы порекомендовал вот эту статью:
http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/209 (нужно зарегиться на сайте и написать, что ты это ты)
Спасибо! Пошла регистрироваться на сайт :)
У меня нет простого ответа на этот вопрос, поэтому будет сложный:

0. Нет такой страны "Италия" в рассматриваемый период. Как и "Германия". На полуострове есть куча различных независимых э-э-э формирований, у каждой свои особенности. Но дальше я буду писать Италия только потому, что там вроде как похожие языки в соседних землях.
1. В Италии минимум до середины 17 века (а согласно статье Барбары так вообще до конца века) есть школы нового итальянского стиля типа Негри-Карозо-Сантуччи++.
2. Параллельно с этим появляются учителя французского стиля и, судя по всему, довольно быстро они вытесняют старый новый итальянский стиль. Дюфор это уже совсем бельданс.
3. Почти все танцы со схемами - показательные. Только во Франции у нас есть традиция danse de bal, но до сих пор неизвестно, как именно и кто исполнял их на балах. Только про несколько танцев мы с уверенностью можем сказать, что их так или иначе знало больше одной-двух пар.
4. Все танцы из Италии (5 штук) - показательные. Не факт, что итальянские хореографы вообще в массе своей умели записывать танцы нотацией, поэтому их так мало и сохранилось. Например в Германии их еще меньше, несмотря на кучу трактатов. Но может просто никто еще не копался основательно в итальянских архивах.
5. В Италии есть сборники КД, их немного, но есть и ранние. Кажется у нас их целиком нет, Глория как-то давала из них пару КД.
6. В Италии хранится вторая копия похожая на Дюрлаха - Глория даже делала доклад на нашей конференции про нее. Но это уже явно попозже, года 1720-е или даже еще позже.

Ничего из этого на самом деле не говорит реально про социальную традицию. Для восстановления социалки надо штудировать мемуары и газеты. Насколько мне известно, никто никогда этого пока не делал.

P.S. Будем честны, даже по Франции это не сделано до сих пор...
О, спасибо за столь развёрнутое объяснение!
Кстати, получается, что как раз на территории Италии (ну, буду писать пока так, понимая, что "Италии" не было :)) возможна была ситуация с "гибридным" балом из танцев нового итальянского стиля и французского барокко? Просто несколько месяцев назад я краем уха слышала, что планировался ренессансный бал, но "соединённый с барокко", я тогда сильно удивилась, как это :)
Правильный ответ: "точно не известно".

Да, теоретически смесь "ренессанса" и "барокко" точно могла быть. Мы эти слова обычно употребляем для обозначения и стиля и периода. Периоды перекрываются, а стили были разные. В одной бальной зале точно могли быть куранта с пасспье и гальярда с паванильей. Сложнее с менуэтом - скорее всего тоже да. Еще сложнее с КД - насколько я знаю, до Лорана их не вывозили за пределы Англии, но, скорее всего их знали в Германии. При этом я слабо верю в активное продолжение социальной традиции нового итальянского стиля в начале 18 века, но тут надо просто очень много копать.