black_student (black_student) wrote in hda,
black_student
black_student
hda

Categories:

Американские кадрили 1850-1870-х

Компиляция постов из личного ЖЖ

1. Про кадрили в целом


В целом кадрили (танцы из куплетов на 4 пары) в это время можно разделить на три категории:
1. First set и замещающие фигуры
2. Кадрили.
3. Сеты.
Разделение на 2 и 3 мне подсказала Сьюзан де Гвардиола, за что ей большое спасибо.

Кадрили - это хорошие большие танцы, которые кто-то умный сочинил, потом научил окружающих. Они обычно сложные, красивые и содержат элементы, которые трудно взять сходу, не зная заранее. К ним я причисляю Лансье, Каледонцев, Парижские вариации, Лондон Полька кадриль и подобные им. В некоторый период времени в некоторой местности эти кадрили обычно одни и те же из бала в бал.

Сеты - это наборы фигур, которые сочинил кто-то, принёс вместе с нотами и промптер их объявляет, а все танцуют сразу, не зная заранее.

В программе бала может стоять всем известный танец, а может быть просто "Quadrille", если повезёт, с указанием жанра музыки (полька, вальс или что-то другое).

Если указан конкретный танец, например, Парижские вариации, то желающие выходят и танцуют их.

Если указано "Quadrille", то желающие выходят, но не знают, что это будет, поэтому ждут команд промптера.
При этом все или почти все участники знают, как танцевать First set и в каком месте какие замещающие фигуры в нём могут быть.
First set объявляется в "сокращённом" формате, то есть часть движений не объявляется, а подразумевается. Если в первом куплете объявили сначала Right and Left, затем Balance, потом Ladies' chaine, а потом опять Balance, то это повод танцору подумать: "А уж не Firs set ли это". Такой танцор, услышав во втором куплете: "Forward two" не испугается и пойдёт делать всё, что положено делать в First set в этом месте.
Как писал De Garmo, если бы First set объявляли полностью, как другие сеты, то в этом месте вместо одного объявления: "Forward two" было бы четыре:
1. Forward four and back
2. Cross over
3. Chasse across
4. Recross to places
Но, поскольку все знают First set и ожидают его, Forward two достаточно в этом месте.

Забавно: во всех случаях, кроме Forward two из второго куплета, объявление, даже не полное, таки содержит команду, ктоторую нужно исполнить сразу же, а всё подразумеваемое стоит уже после этой команды.

Также, кроме First set, танцоры знают и замещающие фигуры. Поэтому, например, если в 4-м куплете вместо "Top couples forward four" звучит: "First couple balance to the right", опытный танцор сразу понимает, что это просто фигура "Cheat" в качестве 4-го куплета и ведёт себя соответственно, при этом ожидая в начале следующего куплета "All promenade" и затем "Ladies balance to the right", поскольку в паре с Cheat обычно ходит фигура Jig.
В книжке Hillgrove также существуют разные дополнительные сеты, явно основанные на First set и замещающих фигурах, поэтому содержащие такие же команды с подразумеваемыми движениями, рассчитанные на тех, кто знает First set.

Совсем другое дело - абстрактные сеты (например, в книжках Howe их много-много). Их нельзя знать заранее и, как мне кажется, как раз новизна и является их прелестью. В них объявляется всё, то есть танцоры делают именно то, что объявил распорядитель. Обычно такие сеты сочиняются очень простыми и не очень хореографически прекрасными. Например для полечных сетов от того же Howe характерна структура вида: Какая-нибудь фигура кадрили, Полька первой пары по сету, повторить для всех. Такие сеты вполне реально станцевать без предварительного выучивания, только реагирую на распорядителя.

Итого:
Танцор в это время в Америке шёл на бал, хорошо зная First set, место и содержание замещающих фигур и некоторое количество модных в это время кадрилей.
Если в программе стоит просто Quadrille, то танцор слушает распорядителя и, если тот объявляет что-то явно являющееся First set, то нужно танцевать First set, подозревая в нужных местах замещающие фигуры. Если распорядитель объявляет что-то своё, то нужно танцевать то, что объявляют. Если распорядитель не сошёл с ума и не ест траву, то это будет достаточно просто и, если повезёт, с вальсом посередине.

И да, в любой, абсолютно в любой момент танцор может схватить даму, заорать: "Как мощны мои ножищи!!!" и сбацать по кадрили польку или вальс. Или галоп через ползала. И все окружающие имеют полное право на него фыриться или завидовать.

P.S. Чтобы сделать этот пост на 20% круче, нужно понять, как в программах балов обозначались "хорошие" кадрили, например London Polka Quadrille. То есть могли ли люди знать заранее, что идут именно на это, или же должны были также по музыке и первым объявлениям догадаться, с чем имеют дело и делать в нужный момент heel-and-toe step. С одной стороны, Howe не делает разницы вообще ни для чего, и у него все кадрили в книжке стоят вперемешку. С другой стороны, Ferrero (если я не путаю) описывает First set в терминах обхявлений и реакций на них, а вот Лансье описывает просто текстом.


2. Об объявлении фигур, из книжек, изданных в Нью-Йорке


Это заметки об объявлении фигур в американских кадрильных сетах. Здесь имеется в виду "полное" объявление, когда объявляется именно то, что должны сделать танцоры, а не этот ваш First set.

Терминология в разных местах вообще-то была разная, я пишу в стиле авторов из Нью-Йорка, тот же Howe(или его литературные арапы) пользовался терминами слегка по-другому.

В объявлении фигуры обычно сначала указывается, кто должен исполнить, затем, что нужно исполнить.
Обозначения исполнителей:
ALL - Все.
TOP COUPLES - Лидирующие пары, пары с номерами 1 и 2.
SIDE COUPLES - Боковые пары, пары с номерами 3 и 4.
1-ST COUPLE (2-ND, 3-RD, 4-TH) - Первая пара (вторая, третья, четвёртая)
1-ST TWO (2-ND, 3-RD, 4-TH) - Первые (вторые, третьи, четвёртые) "двое", то есть первая дама и кавалер напротив неё. Номер считается по даме.
1-ST GENTLEMAN (1-ST LADY) - Первый кавалер (первая дама).

Также возможны варианты вида TOP (SIDE) GENTLEMEN (LADIES) или ALL GENTLEMEN (LADIES).

Фигура, исполненная кем-то (например первой парой) в кадрильных сетах обычно повторяется остальными. Для каждого из этих повторений фигура называется отдельно с указанием, кто в данный момент её исполняет.

Если исполняется несколько фигур подряд одними и теми же людьми, то исполнитель не называется, а просто подряд называются фигуры.

Иногда исполнители не называются вначале в случае, если что-то должны сделать все. Например RIGHT AND LEFT ALL ROUND, HANDS ALL ROUND или POLKA ALL ROUND.

Важно различать объявления BALANCE и BALANCE TO.

Первое исполняется обычно в парах и содержит продвижение через сет и обратно (исключение - 3-я фигура First set). Второе - это четыре шага к тому, к кому нужно сделать балансе, затем четыре обратно и оборот с этим человеком за две руки. Он обычно отвечает, также приближаясь и удаляясь.

Часто встречающиеся объявления:

FORWARD AND BACK - 4 шага вперёд, 4 шага назад.

RIGHT AND LEFT – Пройти правым плечом мимо контрпартнёра, затем довернуться со своим за левую руку. Вернуться назад тем же образом.

LADIES' CHAIN – Дамы меняются местами за правые руки и доворачиваются с кавалерами за левые, затем возвращаются назад тем же образом.

RIGHT HAND ACROSS - Подать контрпартнёру правую руку и поменяться с ним местами. Часто сопровождается командой LEFT HANDS BACK - Вернуться обратно за левые руки.

Не следует путать с

CROSS RIGHT HANDS - Подать в центр правые руки и идти по кругу. Обычно сопровождается командой LEFT HANDS BACK - левыми руками внутрь обратно.

BALANCE – Взяться за партнёра двумя руками накрест, продвинуться на шагах галопа через сет (справа от пары визави), затем вернуться обратно по той же траектории.

BALANCE TO - сделать 4 шага к тому, к кому balance, 4 шага обратно и сделать оборот с этим человеком за две руки.

RIGHT AND LEFT ALL ROUND - Все меняются со своим за правые руки, со следующим за левые и так далее, пока не дойдут до своих мест. Кавалеры идут вправо, а дамы влево.

Часть фигур можно делать наполовину, это объявляется либо в начале (например HALF RIGHT AND LEFT), либо, если фигура по кругу, то указывается, что она на полкруга (RIGHT AND LEFT ALL HALF ROUND или PROMENADE ALL HALF ROUND)

Если какая-то фигура закончилась не на изначальных местах, то фигура, возвращающая танцоров на места, часто сопровождается комментарием "TO PLACE".

Например:
HALF RIGHT AND LEFT - заканчивается на местах визави
WALTZ TO PLACE - возврат на свои места



3. О кадрилях на техниках парных танцев


В американских книжках по танцам, начиная с 1850-х плотно закреплены кадрили, использующие музыку разных популярных парных танцев. Есть кадрили на польке, на вальсе, на шоттише, на редове и польке-редове. У современных танцоров при попытке исполнить эти кадрили возникает вопрос, как стоит адаптировать парные вращения под фигуры кадрилей. Как мне кажется, ответ довольно простой и общий для всех таких кадрилей. Я сейчас сфокусируюсь на американской кадрильной традиции 1850-60-х, не вылезая за её рамки.

Главная вещь, которую стоит учитывать, если занимаешься американскими кадрилями этого периода - это то, что вообще знали и думали о кадрилях те, кто их танцевали тогда.
Факт 1 - кадрили танцевали под объявления ведущего.
Факт 2 - Существовал некоторый набор фигур/куплетов/кадрилей, которые были хорошо знакомы. Идея объявить "Forward two" во втором куплете First Set и ожидать, что танцоры исполнят последовательность из четырёх простых фигур, не столкнутся и не затупят, явно свидетельствует о том, что First Set был широко знаком и, по крайней мере в пределах одной местности в течение некоторого времени был одинаковым на всех балах. Также, судя по всему, широко известными были куплеты типа "Menuet", которые делает таковыми фигура "Sides Four", куплеты типа "Star", "Basket" и другие.
Факт 3 - Кроме широко известных кадрилей были ещё сеты куплетов, существовавшие только в качестве последовательности, чтобы их объявить, сеты "на один раз". Они не содержат уникальных для себя фигур, а только ссылаются на уже известные и часто не имеют даже собственных названий, только номера. Эти сеты скорее всего никто не знал заранее, кроме ведущего.

Пока похоже на то, что имеющиеся в книгах американских авторов кадрили на парных техниках относятся скорее как раз к сетам "на один раз". Их много, они часто не имеют собственных названий и составлены из уже известных фигур. Уникальными для таких кадрилей являются только фигуры типа "Waltz all round" или "Waltz to places". В них явно указано, что танцоры должны вращаться, при этом скорее всего в парах (я не встречал объявления этих фигур не для пар). Это же, как мне кажется, означают объявления из полечных кадрилей, где вместо слова "Waltz" идёт "Polka".

Ещё в книжке Hillgrove 1857 года нашёл такой комментарий к практикам исполнения кадрилей:



Из этого отрывка я понимаю, что, по крайней мере по мнению Hillgrove, любая кадриль "по умолчанию" танцуется на простых шагах, кроме фигур, где явно указано вращение: "Waltz" или "Polka". И это понятно, если кадриль, например, на польке-редове танцоры не изучают у танцмейстера, а просто выходят и делают то, что объявил ведущий, то вращаться согласованно у них не получится, а также с трудом получится ловко и вовремя занимать позицию в закрытой паре. И люди, которые вращаются на фигурах кадрилей, в которых это не указано, делают это исключительно по собственной инициативе.

Из вышесказанного следует такой вывод:

Исполняя на балу кадриль под музыку парного танца, вы смело можете ходить пешком все фигуры, кроме тех, где явно указано вращение в паре. При этом вы будете правы, и именно этого окружающие должны ожидать от вас, а вы - от остальных. При этом в любой момент можно зажечь и похулиганить, просто схватив даму и урезав вращение. Это хулиганство и демонстрация своего йо-хо-хо и при реконструкции кадрилей к этому следует относиться именно так. При этом вы можете вызвать неудовольствие вашего сета и вашей дамы, поскольку она тоже не обязана одидать, что вы схватите её, притянете к себе и закружите.

Мне кажется, что именно такое исполнение этих кадрилей наиболее соответствует духу и стилю америки 1850-60-х:

1. Никто не учит кадриль заранее, все ловят команды распорядителя.
2. Во всех фигурах, кроме тех, где это явно указано, все делают продвижения на простых шагах под музыку.
3. Кавалер, желающий устроить дебош, может схватить даму и завращаться там, где это не предполагается по объявлениям распорядителя. При этом этот кавалер будет, возможно, на сет такой один, никто не обязан за ним следовать.
4. Вращательный дебош стоит устраивать не на каждую фигуру, чтобы это был внезапный сюрприз, и относиться к нему стоит именно как к нарушению порядка.

Tags: xix, реконструкция танца
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments